Происхождение мира множественных вещей
Связь «одного» и единиц — в центре внимания другого неоплатоника, Николая Кузанского. ОТакие, прямо скажем, маловразумительные объяснения происхождения мира множественных вещей от одного начала вписываются Куэанцем в теологически окрашенную картину мира, где все сотворенное лежит между богом и ничто, между которыми — градации от «одного» к ничто. Главным моментом в установлении этих градаций является традиционное деление «Одного» на два «Одних».
Первое «Одно» — бог, свернутость в себя всего. Второен «Одно» — Вселенная, единство во множестве.
Второен «Одно» — Вселенная, единство во множестве. От первого единства идет второе единство.
Вселенная различает в себе десять наивысших универсалий, потом идут роды, потом — виды, имеются и «корни» Вселенной (математические), выражающие такое опосредующее «одно» и «множество» звено, как число. Число оказывается тем вспомогательным элементом, который помогает уму выявить четыре типа единства, первое из которых абсолютно, а последнее — конкретно».
Первое, божественное единство — это единство, предшествующее всякому мьожеству, различию, инаковости, неравенству. Оно есть единство множества родов, видов, субстанций, акциденций.
Второе единство — это единство ума, третье — души, четвертое — телесное единство. Эти четыре вида единства выражены как единства: простейшее, корня, квадратное и кубическое.
Добавить комментарий