|
||||||||||||
ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об особо охраняемых природных территориях Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года N 175 Оглавление Настоящий Закон регулирует общественные отношения по созданию, расширению, охране, восстановлению, устойчивому использованию и управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда, представляющими особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, а также являющимися компонентом национальной, региональной и мировой экологической сети. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) биологические ресурсы - генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экологических систем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества; 2) особо охраняемая природная территория - участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны; 3) система особо охраняемых природных территорий - совокупность особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, обеспечивающая репрезентативное представительство в них природных комплексов всех географических зон; 4) охрана особо охраняемых природных территорий (далее - охрана) - комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для выявления и пресечения нарушений законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий, предупреждения, обнаружения и ликвидации пожаров; 5) защита особо охраняемых природных территорий (далее - защита) - комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для устранения неблагоприятного воздействия вод, защиты растений от вредителей и болезней, регулирования численности животных; 6) уполномоченный орган в области особо охраняемых природных территорий (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий функции управления и контроля, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий; 7) природные комплексы особо охраняемых природных территорий - совокупность объектов биологического разнообразия и неживой природы, подлежащих особой охране; 8) интродукция - преднамеренный или случайный перенос новых видов растений и животных за пределы среды их обитания; 9) государственный природно-заповедный фонд - совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации; 10) объекты государственного природно-заповедного фонда - геологические, гидрогеологические, гидрологические, зоологические, ботанические и ландшафтные объекты и их комплексы, отдельные виды (популяции) животных и растений (в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Республики Казахстан), имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное и рекреационное значение; 11) рекреационная нагрузка - единовременное количество отдыхающих на единице площади с учетом суммарного времени вида отдыха за учетный период или за единицу времени; 12) Летопись природы - свод сведений системных наблюдений, осуществляемых научными подразделениями государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков, за состоянием экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда, ведущихся по единой методике; 13) устойчивое использование природных комплексов использование биологических ресурсов природных комплексов таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия; 14) природоохранные организации - государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения (далее - природоохранные учреждения), и государственные зоологические парки, государственные ботанические сады, государственные дендрологические парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного предприятия; 15) экологический коридор - часть экологической сети, представленная охраняемыми участками земель и водных объектов, соединяющими особо охраняемые природные территории между собой и с иными видами охраняемых природных территорий для обеспечения естественной миграции (распространения) объектов живой природы и сохранения биологического разнообразия; 16) экологическая сеть - комплекс особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, связанных между собой и с иными видами охраняемых природных территорий экологическими коридорами, организованный с учетом природных, историко-культурных и социально-экономических особенностей региона. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий 1. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Отношения по использованию и охране недр, вод, лесов и иных природных ресурсов особо охраняемых природных территорий регулируются специальными Республики Казахстан в части, не урегулированной настоящим Законом. 3. Имущественные отношения в области особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом. 4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 3. Основные принципы в области особо охраняемых природных территорий Основными принципами в области особо охраняемых природных территорий являются: Статья 4. Объекты отношений в области особо охраняемых природных территорий Объектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются природные комплексы, в том числе земли особо охраняемых природных территорий, а также находящиеся на этих землях и землях других категорий объекты государственного природно-заповедного фонда. Статья 5. Субъекты отношений в области особо охраняемых природных территорий Субъектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются физические и юридические лица, а также государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной законами Республики Казахстан. Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 6. Система государственных органов, осуществляющих управление в области особо охраняемых природных территорий Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Республики Казахстан, уполномоченным органом, центральными исполнительными органами, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, и областными (города республиканского значения, столицы) представительными и исполнительными органами в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан К компетенции Правительства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий относятся: Статья 8. Компетенция уполномоченного органа К компетенции уполномоченного органа относятся: Статья 9. Компетенция центральных исполнительных органов, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории Центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, в пределах своей компетенции: Статья 10. Компетенция областных (города республиканского значения, столицы) представительных и исполнительных органов 1. Областные (города республиканского значения, столицы) представительные органы в пределах их компетенции: 2. Областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы в пределах их компетенции: Статья 11. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий 1. Государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий направлен на обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий физическими и юридическими лицами, а также государственными органами. 2. Государственный контроль за соблюдением экологических требований в области охраны, защиты, воспроизводства и использования объектов государственного природно-заповедного фонда осуществляется уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды. Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 12. Права и обязанности физических лиц в области особо охраняемых природных территорий 1. Физические лица вправе: 2. Физические лица обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий. Статья 13. Права и обязанности юридических лиц 1. Юридические лица вправе: 2. Юридические лица, деятельность которых направлена на развитие особо охраняемых природных территорий, специализирующиеся на предоставлении грантов, финансовой и технической помощи для развития особо охраняемых природных территорий, включаются в перечень неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты, определяемых Правительством Республики Казахстан. 3. Юридические лица обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Глава 4. СОЗДАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 14. Категории и виды особо охраняемых природных территорий 1. Особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно-заповедного фонда относятся к категории республиканского или местного значения. 2. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 3. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения: 4. Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий. 5. Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения - областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом. 6. Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера. Статья 15. Правовое положение природоохранных учреждений 1. Государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственного учреждения. 2. Природоохранным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного землепользования. 3. Здания (строения и сооружения), историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным учреждениям на праве оперативного управления. 4. Реорганизация природоохранного учреждения производится в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Статья 16. Правовое положение природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия 1. Государственные зоологические парки, государственные ботанические сады и государственные дендрологические парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственного предприятия. 2. Природоохранным организациям, созданным в форме государственного предприятия, земельные участки предоставляются на праве постоянного землепользования. 3. Здания (строения и сооружения), историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным организациям, созданным в форме государственного предприятия, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 4. Природоохранные организации, созданные в форме государственного предприятия, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении деньгами. 5. Реорганизация природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия, производится в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Статья 17. Правовое положение особо охраняемых природных территорий без статуса юридического лица 1. Государственные памятники природы, государственные природные заказники и государственные заповедные зоны не имеют статуса юридического лица и находятся под охраной государства. 2. Государственные заповедные зоны и государственные природные заказники подлежат исключению из перечней особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения при создании на их базе государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков. Статья 18. Охранные зоны государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков 1. Для обеспечения особой охраны и защиты от неблагоприятного внешнего воздействия вокруг государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков устанавливаются охранные зоны с запрещением и (или) ограничением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние и восстановление экологических систем данных особо охраняемых природных территорий и находящихся на них объектов государственного природно-заповедного фонда. 2. Размеры, границы, виды режима и порядок природопользования на территории охранных зон государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков определяются естественно-научными и технико-экономическими обоснованиями по их созданию и устанавливаются решениями областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов в соответствии с настоящим Законом и Земельным кодексом Республики Казахстан. Статья 19. Символика природоохранных организаций 1. Природоохранные организации имеют свою символику (эмблему и флаг). 2. Природоохранные организации обладают исключительным правом на использование своей символики и могут разрешать ее использование физическим и юридическим лицам на платной основе. Статья 20. Создание или расширение особо охраняемых природных территорий 1. Решение о создании или расширении особо охраняемой природной территории принимается на основе естественно-научного и технико-экономического обоснований при положительном заключении экологической экспертизы. 2. На первом этапе разрабатывается естественно-научное обоснование по созданию или расширению особо охраняемой природной территории (далее - естественно-научное обоснование), которым определяются: 3. На втором этапе на основании естественно-научного обоснования, утвержденного уполномоченным органом или согласованного с ним, разрабатывается технико-экономическое обоснование по созданию или расширению особо охраняемой природной территории (далее - технико-экономическое обоснование), включающее: 4. Технико-экономическое обоснование согласовывается с собственниками земельных участков и землепользователями, областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами, территориальными органами центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами и утверждается в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 21. Программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей 1. Программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей являются основными документами, определяющими планируемые государством этапы формирования системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей до уровня их оптимальной площади в пределах каждой природной зоны на основе принципов формирования и функционирования экологических сетей. 2. Программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей разрабатываются уполномоченным органом с учетом программ в области природоохранной деятельности с привлечением к их разработке специализированных научных (научно- исследовательских) и проектных (проектно-изыскательских) организаций, с учетом предложений заинтересованных государственных органов, физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений. Статья 22. Земли особо охраняемых природных территорий 1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков и государственных памятников природы. 2. При создании государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков и государственных памятников природы земельные участки выделяются из состава других категорий земель и переводятся в категорию земель особо охраняемых природных территорий путем их изъятия у собственников земельных участков и землепользователей. 3. Земельные участки государственных заповедных зон и государственных природных заказников, охранных зон государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных региональных природных парков, государственных природных резерватов выделяются в составе других категорий земель без их изъятия у собственников земельных участков и землепользователей и без изменения категории земель. 4. Решения об отнесении земельных участков к категории земель особо охраняемых природных территорий принимаются: 5. Изъятие земельных участков для создания и расширения государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков и государственных памятников природы осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан, при этом в случае прекращения права собственности на недвижимость изъятие имущества у собственника осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. 6. Природные комплексы особо охраняемых природных территорий полностью или частично, бессрочно или на определенный срок изымаются из хозяйственной эксплуатации и используются с учетом их особого экологического, научного, историко-культурного и рекреационного значения на условиях платности в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 23. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий 1. Земли особо охраняемых природных территорий, а также земельные участки иных категорий земель, занятые объектами государственного природно-заповедного фонда, находятся в государственной собственности и приватизации не подлежат. 2. Изъятие земель особо охраняемых природных территорий, а также их перевод в земли других категорий не допускаются. 3. На землях особо охраняемых природных территорий запрещается любая деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Статья 24. Резервирование земель для создания и расширения особо охраняемых природных территорий 1. В соответствии с программами развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей и утвержденными естественно-научными обоснованиями областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами принимаются решения о резервировании земельных участков, предназначенных для создания и расширения особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 2. Резервирование земель под особо охраняемые природные территории производится без изъятия земель у собственников земельных участков и землепользователей. 3. Хозяйственная деятельность собственников земельных участков и землепользователей на резервируемой территории в целях обеспечения сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда может ограничиваться до принятия решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории. При этом собственники земельных участков и землепользователи имеют право на компенсацию убытков сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в результате ограничения хозяйственной деятельности на резервируемых земельных участках. 4. Компенсация собственникам земельных участков и землепользователям убытков, возникших в результате ограничения хозяйственной деятельности на резервируемых земельных участках, предназначенных для создания или расширения особо охраняемых природных территорий, производится в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан. 5. При создании или расширении особо охраняемых природных территорий в пределах границ городов резервирование земель осуществляется с учетом утвержденных в установленном порядке генеральных планов либо с внесением в действующие генеральные планы, градостроительные регламенты и государственный градостроительный кадастр базового уровня необходимых изменений и дополнений. Статья 25. Паспорт особо охраняемой природной территории 1. Государственные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, составляют по каждой такой территории паспорт установленного образца и регистрируют его в уполномоченном органе. 2. В паспорте особо охраняемой природной территории указываются: 3. Паспорт природоохранной организации находится в природоохранной организации, государственном органе, в ведении которого находится данная природоохранная организация, и уполномоченном органе. 4. В случаях изменения целевого назначения, реорганизации, расширения особо охраняемой природной территории производится перерегистрация ее паспорта. Статья 26. План управления природоохранной организацией 1. Природоохранные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с планом управления, утверждаемым государственным органом, в ведении которого они находятся, при положительном заключении государственной экологической экспертизы. 2. План управления природоохранной организацией включает: 3. Разработка плана управления природоохранной организацией обеспечивается государственным органом, в ведении которого она находится. Статья 27. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий 1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит систему сведений о правовом статусе таких территорий, их местонахождении, размерах и границах, географических координатах, количественной и качественной характеристике объектов государственного природно-заповедного фонда, экологической, научной, историко-культурной, рекреационной ценности, видах режима охраны, целевом использовании и разрешенных видах деятельности. 2. Данные государственного кадастра особо охраняемых природных территорий являются основой разработки программ развития системы особо охраняемых природных территорий, формирования экологической сети и используются при планировании рационального использования земель и размещения производительных сил регионов с учетом сохранения биологического разнообразия, уникальных природных ландшафтов. Глава 5. ОХРАНА И ЗАЩИТА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ Статья 28. Виды режима охраны особо охраняемых природных территорий В зависимости от вида и функционального зонирования на всей особо охраняемой природной территории или на ее специально выделенных зонах и участках вводятся следующие виды режима охраны: Статья 29. Охрана и защита особо охраняемых природных территорий 1. В целях предупреждения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду на особо охраняемых природных территориях могут проводиться охрана и защита. 2. Охрана включает: 3. Защита включает: 4. Предупреждение, обнаружение и ликвидация пожаров проводятся в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Казахстан в области пожарной безопасности. 5. Защита проводится с учетом вида режима охраны особо охраняемых природных территорий на основании рекомендаций научных организаций и по разрешению центральных исполнительных органов, в ведении которых находятся эти территории. Статья 30. Восстановление государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях 1. В целях восстановления государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях могут проводиться следующие мероприятия: 2. Восстановительные мероприятия на особо охраняемых природных территориях проводятся с учетом вида режима охраны на основании рекомендаций соответствующих научных организаций и по согласованию с уполномоченным органом. Статья 31. Охрана природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда природоохранных учреждений 1. Охрана природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда природоохранных учреждений осуществляется государственными инспекторами служб охраны, входящими в их штат. 2. Руководители природоохранных учреждений и их заместители являются по должности одновременно главными государственными инспекторами и заместителями главных государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий. Статья 32. Охрана природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда государственных памятников природы, государственных природных заказников и государственных заповедных зон 1. Охрана природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда государственных памятников природы, государственных природных заказников и государственных заповедных зон, расположенных на землях государственного лесного фонда и прилегающих к ним землях, осуществляется службами государственной лесной охраны, на землях других категорий земель - государственными инспекторами природоохранных учреждений. 2. Закрепление государственных памятников природы, государственных природных заказников и государственных заповедных зон в целях их охраны за государственными учреждениями лесного хозяйства, природоохранными учреждениями производится решениями уполномоченного органа и областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов в пределах их компетенции. Статья 33. Государственные инспекторы природоохранных учреждений 1. Государственные инспекторы природоохранных учреждений в границах их территории и охранных зон имеют право: 2. Действия (бездействие) и решения государственных инспекторов природоохранных учреждений могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы или в суд. 3. Государственные инспекторы природоохранных учреждений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обеспечиваются форменной одеждой (без погон), специальными средствами и служебным оружием. 4. Государственные инспекторы природоохранных учреждений в соответствии с их компетенцией составляют следующие акты: Глава 6. СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Статья 34. Источники финансирования особо охраняемых природных территорий Финансирование особо охраняемых природных территорий производится за счет: Статья 35. Финансирование мероприятий по развитию и содержанию природоохранных учреждений Финансирование мероприятий осуществляется за счет бюджетных средств на развитие и содержание природоохранных учреждений в зависимости от их категории и направляется на: Статья 36. Финансирование мероприятий по развитию и содержанию природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия Финансирование мероприятий по развитию и содержанию природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Статья 37. Финансирование мероприятий по охране, защите и восстановлению объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемых природных территорий без статуса юридического лица Финансирование мероприятий по охране, защите и восстановлению объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемых природных территорий без статуса юридического лица осуществляется закрепляемыми за ними природоохранными учреждениями, государственными учреждениями лесного хозяйства за счет бюджетных средств, выделяемых им на эти цели. Статья 38. Средства природоохранных учреждений 1. Средства природоохранных учреждений в зависимости от профиля их деятельности и вида режима охраны формируются за счет реализации следующих товаров (работ, услуг), не относящихся к их основной деятельности: 2. Средства от реализации природоохранными учреждениями товаров (работ, услуг) используются в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан. 3. В целях получения доходов от видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей статьи, природоохранные учреждения могут участвовать в конкурсах по государственным закупкам. РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЫ И Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ Статья 39. Понятие и основная деятельность государственных природных заповедников 1. Государственный природный заповедник - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, целью деятельности которого являются сохранение и изучение на его территории естественного хода природных процессов и явлений, объектов растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем и их восстановление. 2. К основной деятельности государственных природных заповедников относятся: Статья 40. Режим охраны государственных природных заповедников 1. На всей территории государственного природного заповедника устанавливается заповедный режим охраны, при котором запрещаются: 2. На территории государственных природных заповедников допускается проведение наземных и авиационных работ по предупреждению и тушению лесных и степных пожаров. 3. Пребывание физических лиц на территории государственного природного заповедника допускается только при наличии разрешающих документов, за исключением работников государственных природных заповедников, а также должностных лиц государственных органов, в ведении которых находятся государственные природные заповедники. 4. Для обеспечения доступа к местам, почитаемым последователями той или иной религии (места паломничества), находящимся на территории заповедника или за пределами его территории, по дорогам, проходящим через территорию заповедника, администрацией государственного природного заповедника по согласованию с соответствующим религиозным объединением может быть разрешено безвозмездное, в сопровождении инспекторов государственного природного заповедника, групповое посещение этих мест или подход к этим местам. Статья 41. Порядок организации и ведения научной деятельности в государственных природных заповедниках 1. Научная деятельность в государственных природных заповедниках осуществляется путем организации стационарных системных наблюдений по изучению природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, мониторинга природных процессов, включая ведение Летописи природы, а также разработки научных основ и методов сохранения биологического разнообразия, восстановления экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда. 2. Для организации и ведения научной деятельности в государственных природных заповедниках действуют научные структурные подразделения с соответствующим штатом научных работников, которые обеспечиваются необходимыми помещениями и оборудованием. 3. Научными подразделениями государственных природных заповедников, кроме предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи научных исследований, проводятся также научные исследования в соответствии с планами научно-исследовательских работ, утвержденными уполномоченным органом по согласованию с центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство в области науки и научно-технической деятельности. 4. Иные научные организации и отдельные ученые могут проводить на территориях государственных природных заповедников научные исследования на договорной основе с администрацией государственного природного заповедника по согласованию с уполномоченным органом. 5. Для рассмотрения и утверждения планов научных исследований, отчетов научных работников в государственных природных заповедниках создаются научно-технические советы, в состав которых могут входить научные работники и специалисты других организаций. 6. Научные фонды государственных природных заповедников подлежат бессрочному хранению. 7. Государственные природные заповедники имеют право издания собственных научных трудов. 8. Планирование и ведение научных работ на территории государственных природных заповедников должны осуществляться с исключением жестоких методов исследований, приводящих к беспокойству, страданиям, гибели животных и уничтожению растений, в том числе редких и исчезающих видов. Статья 42. Эколого-просветительная деятельность государственных природных заповедников 1. Эколого-просветительная деятельность государственных природных заповедников осуществляется в целях: 2. Для проведения эколого-просветительных мероприятий в государственных природных заповедниках могут создаваться музеи, экспозиции, демонстрационные участки и другие объекты. 3. В государственных природных заповедниках на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, допускается в порядке, установленном уполномоченным органом, создание экскурсионных троп и маршрутов для проведения регулируемого экологического туризма. 4. Государственные природные заповедники при осуществлении эколого-просветительной деятельности могут привлекать специалистов и общественные объединения. Статья 43. Режим охранных зон государственных природных заповедников 1. В охранных зонах государственных природных заповедников запрещается: 2. На территории охранных зон государственных природных заповедников могут осуществляться различные формы хозяйственной деятельности, не оказывающие негативного воздействия на состояние экологических систем заповедника: 3. В охранных зонах государственных природных заповедников при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения объектов животного и растительного мира, путей миграции и мест концентрации животных, обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания диких животных, а также иных объектов государственного природно-заповедного фонда. 4. Ограничения хозяйственной деятельности собственников земельных участков и землепользователей в охранных зонах государственных природных заповедников устанавливаются решениями областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов. Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ И Статья 44. Понятие и основная деятельность государственных национальных природных парков 1. Государственный национальный природный парк - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, предназначенная для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, использования в природоохранных, эколого-просветительных, научных, туристских и рекреационных целях уникальных природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность. 2. К основной деятельности государственных национальных природных парков относятся: Статья 45. Зонирование, режим охраны и использования территории государственных национальных природных парков 1. На территории государственных национальных природных парков выделяются следующие зоны: 2. В зоне заповедного режима запрещаются любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории государственного национального природного парка и устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима государственного природного заповедника, указанному в пункте 1 статьи 40 настоящего Закона. 3. В зоне экологической стабилизации устанавливается заповедный режим охраны с запрещением хозяйственной и рекреационной деятельности, за исключением регулируемого экологического туризма и проведения мероприятий по восстановлению нарушенных природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда. 4. Зона туристской и рекреационной деятельности подразделяется на участки регулируемого кратковременного отдыха и продолжительного отдыха посетителей государственного национального природного парка. 5. В зоне ограниченной хозяйственной деятельности размещаются объекты административно-хозяйственного назначения, ведется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения охраны и функционирования государственного национального природного парка, обслуживания его посетителей, включая организацию любительской (спортивной) охоты и рыболовства, осуществляются строительство и эксплуатация рекреационных центров, гостиниц, кемпингов, музеев и других объектов обслуживания туристов. 6. Во всех зонах государственного национального природного парка проводятся охрана, защита и восстановительные мероприятия, предусмотренные планом управления им. 7. В государственных национальных природных парках научная и эколого-просветительная деятельность осуществляется в порядке, установленном статьями 41 и 42 настоящего Закона. Статья 46. Особенности туристской и рекреационной деятельности государственных национальных природных парков 1. Регулируемый туризм и рекреация на территориях государственных национальных природных парков осуществляются в соответствии с правилами, утверждаемыми уполномоченным органом, при наличии лицензии на туроператорскую деятельность: 2. Для обеспечения регулируемого туризма и рекреации государственные национальные природные парки в соответствии с генеральным планом развития инфраструктуры на основе договора аренды могут предоставлять в зонах туристской, рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности физическим и юридическим лицам земельные участки как с существующей инфраструктурой, так и для строительства новой. 3. Порядок предоставления в аренду земельных участков на территории государственных национальных природных парков для осуществления регулируемого туризма и рекреации определяется правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан. Статья 47. Особенности ограниченной хозяйственной деятельности государственных национальных природных парков 1. В зоне ограниченной хозяйственной деятельности государственными национальными природными парками разрешаются следующие виды деятельности: 2. Ограниченная хозяйственная деятельность государственных национальных природных парков осуществляется с учетом сохранения и восстановления объектов государственного природно-заповедного фонда и по соответствующим разрешениям государственных органов, в ведении которых они находятся. Статья 48. Режим охранных зон государственных национальных природных парков 1. В охранной зоне государственного национального природного парка: 2. Ограничения хозяйственной деятельности собственников земельных участков и землепользователей в охранной зоне государственного национального природного парка устанавливаются решениями областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов в соответствии с настоящим Законом. Статья 49. Государственные региональные природные парки Государственный региональный природный парк является аналогом государственного национального природного парка с видом режима, установленным для государственного национального природного парка, ставит те же цели и выполняет те же задачи, но относится к особо охраняемой природной территории местного значения со статусом природоохранного и научного учреждения. Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ Статья 50. Понятие, основная деятельность и зонирование государственных природных резерватов 1. Государственный природный резерват - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, включающая наземные и водные экологические системы, предназначенная для охраны, защиты, восстановления и поддержания биологического разнообразия природных комплексов и связанных с ними природных и историко-культурных объектов. 2. К основной деятельности государственных природных резерватов относятся: 3. Территория государственного природного резервата подразделяется на зоны с различными видами режима охраны и использования: Статья 51. Режим зоны заповедного режима государственного природного резервата 1. В зоне заповедного режима государственного природного резервата проводятся научные исследования и мониторинг состояния природной среды, включая ведение Летописи природы, осуществляются мероприятия в эколого-просветительных целях. 2. В зоне заповедного режима государственного природного резервата запрещаются любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории и устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима государственного природного заповедника, установленному пунктом 1 статьи 40 настоящего Закона. Статья 52. Режим буферной зоны государственного природного резервата 1. В буферной зоне государственного природного резервата могут осуществляться различные формы ограниченной, регулируемой и не оказывающей негативного воздействия на состояние экологических систем зоны ядра деятельности: 2. В буферной зоне государственного природного резервата запрещается деятельность, способная оказать негативное влияние на состояние экологической системы зоны ядра, в частности: 3. В государственных природных резерватах эколого-просветительная, научная, туристская и рекреационная деятельность осуществляется в порядке, установленном статьями 41, 42 и 46 настоящего Закона. Статья 53. Режим охранных зон государственных природных резерватов 1. В охранной зоне государственного природного резервата: 2. Ограничения хозяйственной деятельности собственников земельных участков и землепользователей в охранной зоне государственного природного резервата устанавливаются решениями областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов в соответствии с настоящим Законом. Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ Статья 54. Понятие и основная деятельность государственного зоологического парка 1. Государственный зоологический парк - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации, предназначенная для культурно-просветительной, научной, учебной и природоохранной деятельности, сохранения генофонда и разведения в условиях искусственной среды типичных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. 2. К основной деятельности государственных зоологических парков относятся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и использования животного мира Казахстана, освоение ресурсов фауны Казахстана, имеющих мировое значение. Статья 55. Зонирование и особенности охраны государственных зоологических парков 1. В государственных зоологических парках выделяются следующие зоны: 2. В государственных зоологических парках запрещаются любые действия, не связанные с выполнением их задач, которые могут привести к гибели содержащихся в них животных. Статья 56. Разведение животных в государственных зоологических парках 1. Государственные зоологические парки формируют и обеспечивают сохранение коллекций животных из отечественной и мировой фауны. 2. Государственные зоологические парки в установленном порядке осуществляют импортные и экспортные операции с животными, обмен ими с другими организациями зоологического профиля с соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан. 3. В государственных зоологических парках создаются ветеринарные и зоотехнические службы, питомники для разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Статья 57. Особенности использования государственных зоологических парков 1. Государственные зоологические парки используются в научных, культурно-просветительных и учебных целях. 2. В государственных зоологических парках проводятся научные исследования в области содержания и разведения животных в неволе или полувольных условиях, в том числе животных, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан. 3. Государственные зоологические парки вправе создавать банки научных данных, фонды, музеи, лектории, библиотеки и архивы, издавать научную, научно-популярную и другую литературу по вопросам деятельности этих организаций. 4. Государственные зоологические парки вправе иметь подсобные хозяйства, мастерские, зоологические магазины и другие объекты, необходимые для хозяйственной деятельности, соответствующие профилю этих организаций, но не относящиеся к их основной деятельности. Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ Статья 58. Понятие и основная деятельность государственного ботанического сада 1. Государственный ботанический сад - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации, предназначенная для проведения исследований и научных разработок по охране, защите, воспроизводству и использованию растительного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. 2. К основной деятельности государственных ботанических садов относятся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и использования растительного мира Казахстана, освоение ресурсов флоры Казахстана, имеющих мировое значение. Статья 59. Зонирование и особенности охраны государственных ботанических садов 1. В государственных ботанических садах выделяются следующие зоны: 2. В государственных ботанических садах запрещаются любые действия, не связанные с выполнением поставленных перед ними задач, которые могут привести к гибели культивируемых в них растений. Статья 60. Культивирование растений в государственных ботанических садах 1. Государственные ботанические сады формируют и обеспечивают сохранение коллекций растений природной, культурной, отечественной и мировой флоры. 2. Государственные ботанические сады осуществляют импортные и экспортные операции с растениями, обмен ими с другими организациями ботанического профиля с соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан. 3. В государственных ботанических садах создаются коллекционные и экспериментальные участки, гербарии, питомники и семенные фонды. Статья 61. Особенности использования государственных ботанических садов 1. Государственные ботанические сады используются в установленном порядке в научных, культурно-просветительных и учебных целях. 2. В государственных ботанических садах проводятся научные исследования по интродукции и селекции природной, культурной, отечественной и мировой флоры, а также по изучению, сохранению и эффективному использованию растительного мира Казахстана. 3. Государственные ботанические сады вправе создавать банки научных данных, фонды, музеи, лектории, библиотеки и архивы, издавать научную, научно-популярную литературу по вопросам деятельности этих организаций. 4. Государственные ботанические сады вправе создавать хозяйственные экспериментальные базы для производственных испытаний рекомендованных интродуцированных растений и их репродукций в целях внедрения в лесное, садово-парковое, сельское хозяйство и другие отрасли. 5. Государственные ботанические сады вправе иметь подсобные хозяйства, мастерские, специализированные магазины для продажи растений и другие объекты, необходимые для хозяйственной деятельности, соответствующие профилю этих организаций, но не относящиеся к их основной деятельности. Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ Статья 62. Понятие и основная деятельность государственного дендрологического парка 1. Государственный дендрологический парк - особо охраняемая природная территория со статусом природоохранной и научной организации с установленными по зонам видами режима охраны, предназначенная для охраны, защиты, воспроизводства и использования древесных и кустарниковых пород. 2. К основной деятельности государственных дендрологических парков относятся разработка научных основ сохранения, воспроизводства и использования древесной растительности Казахстана, освоение ресурсов флоры Казахстана, имеющих мировое значение. Статья 63. Зонирование, особенности охраны и использования государственных дендрологических парков 1. В государственных дендрологических парках выделяются те же зоны с учетом назначения и вида режима охраны, что и в государственных ботанических садах, предусмотренные статьей 59 настоящего Закона. 2. Государственные дендрологические парки используются в научных, культурно-просветительных и учебных целях в том же порядке и на тех же условиях, что и государственные ботанические сады, которые установлены статьей 61 настоящего Закона. Глава 13. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ Статья 64. Понятие государственных памятников природы Государственный памятник природы - особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, отнесенные к объектам государственного природно-заповедного фонда. Статья 65. Порядок создания государственных памятников природы 1. В зависимости от значимости отдельные виды объектов государственного природно-заповедного фонда и природные комплексы объявляются государственными памятниками природы республиканского или местного значения. 2. Границы и вид режима охраны территорий государственных памятников природы республиканского значения утверждаются Правительством Республики Казахстан, государственных памятников природы местного значения - областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами по представлению уполномоченного органа. 3. Передача государственных памятников природы республиканского значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, осуществляется уполномоченным органом, а государственных памятников природы местного значения - областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами, принявшими решения об их организации. 4. Находящиеся на территории государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков и других видов особо охраняемых природных территорий государственные памятники природы учитываются в их составе. Статья 66. Режим охраны территорий государственных памятников природы 1. На территориях государственных памятников природы устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима охраны государственных природных заповедников, с запрещением любой деятельности, влекущей к нарушению сохранности государственных памятников природы. 2. Охрана государственных памятников природы осуществляется в соответствии со статьей 32 настоящего Закона. Глава 14. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ Статья 67. Понятие и виды государственных природных заказников 1. Государственный природный заказник - особо охраняемая природная территория с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов государственного природно-заповедного фонда. 2. По своему функциональному назначению государственные природные заказники могут подразделяться на следующие виды: Статья 68. Особенности создания государственных природных заказников 1. Государственные природные заказники создаются на участках земель всех категорий без изъятия их у собственников земельных участков и землепользователей. 2. Государственные природные заказники создаются как: 3. Природоохранные учреждения, государственные учреждения лесного хозяйства, за которыми закрепляются государственные природные заказники, организуют мероприятия по охране и восстановлению расположенных в них объектов государственного природно-заповедного фонда силами специальных служб охраны в соответствии со статьей 32 настоящего Закона. Статья 69. Особенности режима охраны и использования государственных природных заказников 1. В государственных природных заказниках запрещается любая деятельность, если она угрожает сохранению объектов государственного природно-заповедного фонда или ухудшает их воспроизводство, в том числе: 2. Особенности режима государственных природных заказников определяются паспортом. 3. Государственные природные заказники могут использоваться в научных, эколого-просветительных, туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях. Глава 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДНЫЕ ЗОНЫ Статья 70. Понятие, цели и задачи государственной заповедной зоны Государственная заповедная зона - особо охраняемая природная территория с дифференцированными видами режима охраны, предназначенная для сохранения и восстановления объектов государственного природно-заповедного фонда и биологического разнообразия на земельных участках и акваториях, зарезервированных под государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты. Статья 71. Порядок создания государственных заповедных зон 1. Государственные заповедные зоны объявляются на участках земель всех категорий без изъятия их у собственников земельных участков и землепользователей. 2. Собственник земельного участка или землепользователь обязан обеспечить право ограниченного целевого использования земельного участка, на котором находится государственная заповедная зона. Статья 72. Особенности охраны и использования государственных заповедных зон 1. В государственных заповедных зонах запрещается деятельность в случае, если она может повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушение устойчивости экологических систем либо угрожает сохранению и воспроизводству особо ценных природных ресурсов. 2. В государственных заповедных зонах выделяются участки с заповедным и заказным видами режима, а также с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. 3. Государственные заповедные зоны могут использоваться во всех целях, предусмотренных для особо охраняемых природных территорий, с учетом особенностей видов режима их охраны. 4. Ограничения на хозяйственную деятельность собственников земельных участков и землепользователей в государственных заповедных зонах устанавливаются законами Республики Казахстан. 5. Природоохранные учреждения, государственные учреждения лесного хозяйства, за которыми закрепляются государственные заповедные зоны, организуют мероприятия по охране и восстановлению расположенных в них объектов государственного природно-заповедного фонда силами специальных служб охраны в соответствии со статьей 32 настоящего Закона. 6. На территории государственных заповедных зон разрешаются геологическое изучение, разведка полезных ископаемых по согласованию с уполномоченным органом с учетом специальных экологических требований, установленных Экологическим кодексом Республики Казахстан. Статья 73. Государственная заповедная зона в северной части Каспийского моря 1. Акватория восточной части Северного Каспия с дельтами рек Волги (в пределах Республики Казахстан) и Урала входит в государственную заповедную зону в северной части Каспийского моря, предназначенную для сохранения рыбных запасов, обеспечения оптимальных условий обитания и естественного воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб. 2. В государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря обеспечиваются возможности для развития рыбного хозяйства, водного транспорта, государственного геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья с учетом специальных экологических требований, установленных Экологическим кодексом Республики Казахстан. Глава 16. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА Статья 74. Особо ценные насаждения государственного лесного фонда 1. К особо ценным насаждениям государственного лесного фонда относятся особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, массивы тугайных и субальпийских лесов, которые могут включаться в состав особо охраняемых природных территорий либо входить в следующие категории особо охраняемых лесных территорий: 2. На участках особо ценных насаждений государственного лесного фонда устанавливается заповедный или заказной режим их охраны и использования в соответствии с настоящим Законом и лесным законодательством Республики Казахстан. Статья 75. Водно-болотные угодья, имеющие международное значение 1. Водно-болотными угодьями, имеющими международное значение, являются естественные и искусственные водоемы, включая морские акватории, которые служат резерватами значительной совокупности редких, уязвимых или исчезающих видов или подвидов растений или животных, прежде всего мигрирующих водоплавающих птиц, представляющих собой международный ресурс. 2. Водно-болотные угодья, имеющие международное значение, включаются в состав особо охраняемых природных территорий. 3. На водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, устанавливаются заповедный и заказной виды режима или регулируемый режим хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану и восстановление местообитаний водоплавающих птиц. Статья 76. Уникальные природные водные объекты или их участки 1. К уникальным природным водным объектам или их участкам относятся моря, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты или их части, имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное и рекреационное значение. 2. Уникальные природные водные объекты или их участки в зависимости от их значимости включаются в состав земель особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения, а также в их границах могут создаваться отдельные виды особо охраняемых природных территорий. 3. На уникальных природных водных объектах или их участках устанавливаются заповедный, заказной или регулируемый виды режима водопользования, обеспечивающие их охрану в соответствии с настоящим Законом и водным законодательством Республики Казахстан. Статья 77. Участки недр, представляющие особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность 1. К участкам недр, представляющим особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, относятся: 2. На участках недр, представляющих особую экологическую, научную, историко-культурную, рекреационную ценность, запрещается любая деятельность, угрожающая сохранности геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 78. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений 1. Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений утверждается Правительством Республики Казахстан. 2. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений осуществляется государством. Физические и юридические лица обязаны принимать меры по их охране. 3. Не допускаются действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. 4. Добывание (отлов, сбор) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений для целей восстановления их популяции допускается в исключительных случаях по решению Правительства Республики Казахстан для разведения в специализированных питомниках и последующего выпуска (перенесения) в среду обитания. Статья 79. Уникальные единичные объекты растительного мира, имеющие особое научное и (или) историко-культурное значение 1. К уникальным единичным объектам растительного мира, имеющим особое научное и (или) историко-культурное значение, относятся находящиеся в природной среде или в искусственных условиях единичные экземпляры и (или) отдельные группы деревьев, кустарников и травянистых растений, характеризующиеся уникальными свойствами (историей происхождения, продолжительностью жизни, формой и размерами ствола, кроны, размерами цветков, плодов и семян, другими свойствами), которые представляют научный интерес и (или) историко-культурное значение. 2. Выделение уникальных единичных объектов растительного мира, имеющих особое научное и (или) историко-культурное значение, как объектов государственного природно-заповедного фонда ведется при проведении землеустроительных, лесоустроительных, градостроительных работ. 3. Охрана уникальных единичных объектов растительного мира, имеющих особое научное и (или) историко-культурное значение, осуществляется государством. Физические и юридические лица обязаны принимать меры по охране уникальных единичных объектов растительного мира, имеющих особое научное и (или) историко-культурное значение, объявленных объектами государственного природно-заповедного фонда. Глава 17. ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ, СВЯЗАННЫЕ Статья 80. Понятие элементов экологической сети, связанных с системой особо охраняемых природных территорий 1. Элементами экологической сети являются природные комплексы, представляющие совокупность пространственно сообщающихся между собой участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, которые по состоянию их экологических систем и своему расположению связаны с системой особо охраняемых природных территорий и обеспечивают устойчивость природных и культурных ландшафтов, сохранение биологического разнообразия территории страны. 2. К элементам экологической сети относятся участки земель оздоровительного и рекреационного назначения, охранные зоны особо охраняемых природных территорий, экологические коридоры, государственный лесной фонд, водоохранные зоны, полосы водных объектов и другие охраняемые участки природных объектов, в том числе охотничьи угодья. 3. Порядок установления и использования участков земель оздоровительного и рекреационного назначения, государственного лесного фонда, водоохранных зон и полос водных объектов, охотничьих угодий, рыбохозяйственных водоемов регулируется специальным законодательством Республики Казахстан. Статья 81. Экологические коридоры 1. Экологические коридоры образуются для обеспечения пространственной связи между особо охраняемыми природными территориями и другими элементами экологической сети в целях сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда, биологического разнообразия, охраны естественных путей миграции животных и распространения растений, обитающих и произрастающих на особо охраняемых природных территориях. 2. На участках экологических коридоров устанавливается регулируемый режим использования этих земель, обеспечивающий сохранность диких животных в местах их временного обитания, прохода в периоды миграции, сохранность мест произрастания дикорастущих растений. 3. Границы и площади экологических коридоров, вид режима их охраны определяются областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами по предложению уполномоченного органа. 4. Генеральная схема организации территории Республики Казахстан, межрегиональные схемы территориального развития, комплексные схемы градостроительного планирования и иная градостроительная документация, затрагивающая территории экологических коридоров, подлежат согласованию с уполномоченным органом. Глава 18. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 82. Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий Физические и юридические лица, причинившие ущерб особо охраняемым природным территориям и объектам государственного природно-заповедного фонда, обязаны возместить его природоохранным организациям в соответствии с законодательством Республики Казахстан в полном объеме, в размерах затрат на восстановление особо охраняемой природной территории и объектов государственного природно-заповедного фонда с учетом понесенных убытков. Статья 83. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Статья 84. Международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий Международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Статья 85. Порядок введения в действие настоящего Закона 1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением статьи 32, которая вводится в действие с 1 января 2007 года. Президент
|
||||||||||||
lifestyle-asa © 2008 |